СМИ: Крупногабаритная проблема – почему так редко вывозят крупный мусор в Самаре?

Крупногабаритная проблема: почему так редко вывозят крупный мусор в Самаре?

Отходы бывают разные. Каждый из нас ежедневно генерирует твердые бытовые отходы, которые теперь в Самарской области вывозит региональный оператор АО «Экология». Реже мы выбрасываем крупногабаритные отходы (КГО). К ним относится все, что больше 50 см: старая мебель или сломанная бытовая техника, некоторые отходы ремонта (обои, ламинат) и так далее.

Вывоз КГО входит в тариф регоператора, но ежедневно забирать их не требуется: по СанПиН это можно делать раз в 10 дней. Такой регламент можно объяснить – крупные отходы не вывезти обычным мусоровозом. От холодильника или дивана может сломаться пресс мусоровоза, который сжимает обычные отходы в 6 раз. Поэтому за КГО приезжает отдельная техника, тоже крупногабаритная: ломовоз, самосвал, погрузчик или даже фронтальный погрузчик “Амкадор”.

Работа на точке тоже занимает больше времени. Если обычный мусоровоз опустошает контейнеры за несколько минут, то спецтехника может работать на адресе до нескольких часов в зависимости от запущенности площадки.

Чтобы отходы не лежали на земле и не превращались в свалку, собственник площадки должен оборудовать ее большим металлическим бункером. В четвертом квартале 2024 года на обустройство площадок регион выделил муниципалам большую субсидию – порядка 250 млн рублей. Жители могут смело обращаться к администрациям районов и городских округов с требованием оборудовать площадки и привести их в порядок.

С перевозчиками КГО ситуация сложнее. Крупнейшим подрядчиком регоператора по вывозу крупногабарита в Самаре является муниципальное предприятие «ЖилЛидер». Оно работало и ранее, под прежним регоператором «Экостройресурс». Правда, не напрямую, а через прослойку – компанию «ТрансРесурс». Так регоператор поступал со многими субподрядчиками, чтобы зарабатывать дополнительную прибыль. Причем тариф для этого конечного перевозчика был установлен самый низкий по области – 2200 рублей за тонну. По мнению ряда экспертов, «ТрансРесурс» же получал от регоператора за эту возку порядка 4500 рублей, то есть половина просто шла «в карман» компании-прослойке.

«ЖилЛидер» смог договориться об увеличении тарифа до 2420 рублей с марта 2024 года. Впервые за несколько лет компания вышла в прибыль, стала вывозить больше адресов. Так, помимо 300 площадок, которые организация обслуживала планово, во время месячника благоустройства в мае вывезли 50 дополнительных адресов. И это не только КГО, но и ветки, спилы, смёт листвы – то, что образуется от субботников и в процессе благоустройства, но к КГО не относится.

С мая, когда компания активно очищала город после мероприятий по благоустройству, «ТрансРесурс» начал сокращать финансирование. Средств на ремонт, закупку запчастей стало не хватать. А с июля, по информации компании, «ТрансРесурс» просто перестал платить. В итоге с июля по октябрь «ЖилЛидер» продолжал работу, с каждым месяцем все глубже погружаясь в кредиты и налоговые обязательства. Компания-прослойка регоператора, по сути, сознательно разоряла муниципальное образование последние несколько месяцев. Сегодня дебиторская задолженность «ТрансРесурса» перед «ЖилСервисом» составляет более 60 млн рублей.

Сейчас предприятие продолжает работать в Октябрьском, Кировском, Советском, Железнодорожном, Куйбышевском районах Самары. Обслуживает бункеры для КГО, в основном, в частном секторе. И здесь есть свои особенности: на некоторых площадках образуются огромные навалы строительных отходов. Из-за того, что эти точки находятся вблизи дорог или в частном секторе, за ними нет такого пристального внимания жителей, как в многоквартирных домах. Этим пользуются «серые» перевозчики, которые за деньги вывозят строительные отходы и сбрасывают их прямо на площадку. Переполнение бункеров происходит за несколько часов: «ЖилЛидер» вывозит такие адреса по 2-3 раза в день и регулярно привлекает большой погрузчик «Амкадор» вместе с несколькими самосвалами – в один просто не влезет весь объем мусора. С такой проблемой сталкиваются, например; в районе ул. Финская, 9-й Просеки, пос. Мясокомбинат.

«Минлесхоз возьмёт на контроль проблему с бункерами частного сектора, куда нелегально привозится крупногабаритный мусор из других районов и сбрасываются строительные отходы. Сейчас экологические инспекторы проводят рейды. Но в усиление к ним будут задействованы правоохранительные органы, чтобы привлечь к ответственности нарушителей, стабилизировать обстановку с вывозом отходов из бункеров и предотвратить образование несанкционированных свалок», – прокомментировали “МК в Самаре” ситуацию в министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования.

Всего у «ЖилЛидера» более 50 единиц техники, включая бункеровозы, мусоровозы с задней загрузкой, погрузчики разного типа, самосвалы. Однако из-за финансовых трудностей на линию выходит всего 12-14 единиц в день. С 1 ноября кроме всего прочего машины перевозчика столкнулись и с саботажем на полигоне в Водино, о котором говорил врио первого вице-губернатора, председатель Правительства Михаил Смирнов на заседании Правительства 5 ноября.

«А вы кто такие, все еще возите? – так нам заявили на Водинке, когда приехали разгружаться, –  рассказывает водитель «ЖилЛидера». –  Пришлось ехать на полигон Преображенка в другой конец города».

Регоператор «Экология» и власти региона в курсе проблем перевозчика. Кроме того, регоператору необходимо взять часть работы на себя – наладить собственную службу по вывозу того, что ТКО и КГО не является. Планируется создать единое окно для заказа транспорта по вывозу строительных отходов, веток и спилов. Сейчас муниципалы, управляющие организации и частные лица либо сбрасывают все это на контейнерные площадки, что запрещено законом. Либо вызывают непроверенные компании, платят им деньги, а те в итоге отвозят мусор на условную улицу Финскую или в поселок Мясокомбинат.

«Порядок нужно наводить и в этой части, такую задачу нам ставит руководство региона. Как государственная организация, «Экология» ставит в приоритет комфорт жителей, чистоту и порядок в регионе. Обращений граждан очень много – и по текущей возке, и по поводу застарелых завалов КГО и других отходов. Мы сейчас работаем в усиленном режиме по всем направлениям и делаем все, чтобы жители увидят перемены в лучшую сторону как можно скорее», – обещают в региональном операторе.